Украинский конструктор авиационных двигателей. Член-корреспондент АН СССР (с 1960), академик АН СССР (1968). Академические издания Российской Федерации называют академика Люльку русским конструктором.
Родился 23 марта 1908 | , умер 1 июня 1984 |
117 лет назад | 41 лет назад |
Архип Люлька
Архип Михайлович Люлька родился 23 марта 1908 года в селе Саварка Киевской области. Окончил Белоцерковское училище и поступил в Киевский Политехнический институт, где был учеником М. Кравчука.
В 1937 году устраивается на работу в Харьковский авиационный Институт. Тут же создает свой первый шедевр – двухконтурный турбореактивный двигатель. Активно занимается исследованиями энергетических веществ, создает новые типы двигателей. В 1938 году его двигатель дает возможность развивать скорость самолета до 900 км/час.
В послевоенные годы Архипа Михайловича назначают генеральным конструктором авиационных двигателей. Под его руководством разрабатывают новые типы двигателей. В 1957 году на испытаниях двигателя ТР-1, самолет СУ-7 впервые превысил скорость звука. На основе этого самолета позже разработали бомбардировщики и штурмовики.
Созданный Люлькой двигатель АЛ-31 Ф установлен на самолете с мировой славой – СУ-27, который основал 27 рекордов в фигурах высшего пилотажа («Кобра Пугачева», «Колокол»). А двигатель АЛ-29, сконструированный талантливым авиатором, установлен на космическом корабле «Буран».
Умер Архип Люлька в 1984 году в Москве.
Архип Михайлович – первооткрыватель в сфере сверхзвуковой авиации. Руководитель проекта создания конструкторского бюро, которое в наши дни названо его именем. Лауреат нескольких премий, Герой Социалистического Труда.
© 2009-2025 day.calendar.org.ua - это полный календарь праздников, событий, торжеств, народных примет на каждый день. Печатная версия.